Информационный портал о здоровье и красоте

Как помочь первоклашке адаптироваться в школе?

Начало учебного года  для первоклассников – это очень важное время: начинается новый этап жизни. Перешагнув порог школы, они попадают в новый для них мир. Но родителям необходимо помнить, что детям требуется привыкнуть к новому окружению, научиться преодолевать трудности.

С началом школьных занятий возрастает физическая, психологическая и эмоциональная нагрузка на  ребенка. Как не дать переутомляться первокласснику и помочь ему адаптироваться к школе?

 

Рекомендации дает врач-педиатр, доцент кафедры госпитальной педиатрии Омского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук Александра Геннадьевна Мингаирова:

– Режим занятий учеников начальной школы не такой напряженный, как у старшеклассников, и это не случайно. Адаптироваться к учебной нагрузке ребенок должен постепенно. Основу режима составляет принцип здоровьесбережения. Для того чтобы первоклассник не переутомился, длительность занятий ограничена 30 минутами, нет  домашних заданий и оценок. Предусмотрено горячее питание. Но, к сожалению, даже такой рациональный режим не может полностью решить вопросы адаптации, если у ребенка имеются отклонения в состоянии здоровья.

Каждый ребенок перед поступлением в школу проходит медицинский осмотр, данные которого отражены в медицинской документации. Классные руководители информированы о группе здоровья и физкультурной группе своих учеников.

Не секрет, что на фоне изменения статуса у детей могут обостряться хронические патологии и возникать новые.  По статистике, уровень заболеваемости  школьников с 1 по 11 класс возрастает: у многих выявляется ухудшение зрения, нарушение осанки, болезни желудочно-кишечного тракта.

Появление многих проблем со здоровьем можно избежать, если соблюдать ряд правил.

Психологический климат в семье

Спокойный психологический климат в семье, на мой взгляд, самое главное. Конечно, за своих детей-первоклассников родители очень переживают и неосознанно передают им свои эмоции и настроение. Поэтому важно успокоиться самим родителям.
 

Достаточный сон

Ученик начальной школы должен спать 10-12 часов в сутки, включая дневной сон (1-2 часа). Есть выносливые дети, которые могут обойтись без дневного сна и при этом хорошо себя чувствуют.
Очень важно, во сколько ребенок ложится спать. Конечно же, здесь все индивидуально, но в любом случае, с 21:00 не следует играть в возбуждающие игры, пользоваться гаджетами, громко разговаривать. В 22:00 – 22:30 ребенок должен уснуть.

Если первоклассник излишне раздражителен и сонлив, начинает чаще болеть, следует обратиться к педиатру: возможно, есть медицинские причины, разобраться в которых самим родителям бывает сложно. Например, в повседневной врачебной практике часто встречается латентный (скрытый) дефицит железа, при этом уровень гемоглобина в общем анализе крови остается нормальным. Данное состояние нужно лечить, так как потребность в микроэлементах и витаминах возрастает, если повышаются умственные и физические нагрузки. 

Чередование занятий и отдыха

Главным критерием готовности к школе является умение сдерживать свою двигательную активность. После 30-минутного занятия детям хочется побегать, «выплеснуть накопившуюся энергию», что мы и видим на переменах.

Если ребенку в школе задали уроки, отложите на время их выполнение. После учебы обязательно нужно пообедать и немного отдохнуть, может быть, погулять. Но не играть в гаджеты! Рациональное чередование занятий и отдыха позволит избежать плохой успеваемости и дисциплинарных нарушений.

Физические нагрузки

Физическая культура должна стать неотъемлемой частью жизни вашего ребенка.  Не секрет, что мало кто из школьников делает утром зарядку, а жаль. Дети с трудом встают утром, так как поздно ложатся спать. Несколько исправить положение позволяют спортивные секции во второй половине дня.

Идеальный вариант: утром – зарядка, завтрак, школа, затем обед, дневной сон, потом спортивная секция, уроки, ужин. После 21 часа ребенок должен быть свободен от всех дел и готовиться ко сну. Не следует забывать про гигиенические процедуры – мытье рук, лица, чистка зубов.
 

Приход в первый класс – один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Смена привычной обстановки, появление нового окружения является причиной эмоционально-стрессовой ситуации. Как помочь первоклашке пережить трудный период адаптации к школе, рассказывает психолог консультационно-оздоровительного центра «Ом Шанти» Ольга Витальевна Гусева:

– С момента, когда ребенок переступает порог школы, для него начинается новая жизнь. Как помочь первокласснику быстро адаптироваться? – Родителям следует соблюдать определенные правила.

Режим дня

Родителям вместе с ребенком нужно составить режим дня, чтобы первоклассник участвовал в определении, во сколько он встает, когда у него приемы пищи и учеба в школе, какие часы отведены для отдыха, уроков и игры. Исходя из режима дня, следует решить, посильно ли ребенку посещать кружок или спортивную секцию. Чем быстрее будет составлен график, тем быстрее первоклашка физически и психологически адаптируется к новой обстановке.

Сглаживание стрессовых ситуаций

Родителям в этот период нужно быть особо чуткими и терпеливыми по отношению к своему ребенку, обязательно выслушивать его, интересоваться самочувствием после уроков, спрашивать, как он контактирует с одноклассниками, учителями. Если ребенок спрашивает, обязательно давать советы: для него многие вещи, которые взрослыми воспринимаются как мелочи, могут быть большой проблемой. Родителям нужно поддерживать свое чадо, а не читать нравоучения.

Любовь и похвала родителей – то, что необходимо ребенку в сложный период адаптации к школе. Положительные эмоции родителей, вовремя сказанная похвала формируют позитивный настрой на учебу у школьника. Если мы начинаем с первых дней хвалить ребенка даже за мелочи, у него позитивный настрой сохраняется на годы, появляется желание ходить в школу, после чего тот сам учится без контроля со стороны взрослых.

Родители, предпочитающие критиковать своего ребенка, постоянно обращают внимание на его ошибки. Из-за этого у первоклашки с самого начала складывается негативный взгляд на учебу, что может привести к плохой успеваемости и дисциплинарным нарушениям. Таких детей приходится постоянно контролировать.
 

Первый учитель

Настрой на учебу у ребенка зависит не только от семьи, но и от первого учителя, поэтому еще до начала учебного года родителям обязательно нужно познакомиться с классным руководителем, пообщаться с ним.

Хорошо, если учитель относится к детям с добротой, терпением и любовью. Но не секрет, что встречаются эмоционально неустойчивые педагоги, часто повышающие на учеников голос. В первом классе дети гиперчувствительны ко всем эмоциям, и если учитель кричит, первоклашки со слабой эмоциональной устойчивостью сразу пугаются и потом не хотят ходить в школу, начинают плохо учиться.

В такой ситуации родителям нужно быть очень мудрыми: в разговоре с ребенком не критиковать педагога, а объяснять его поведение, а также самим больше контактировать с учителем.


Формирование ответственности и дисциплины

В этом возрасте обязательно надо у ребенка формировать ответственность и дисциплину. Как это сделать? Например, совместно решить, что он отвечает за порядок в своей комнате, или за то, чтобы домашний любимец всегда был накормлен, или за чистую посуду после трапезы. Предложить ребенку самому выбрать тот круг обязанностей, за которые он будет нести ответственность, и постепенно приучать к ней.

Если ребенок нарушил правила, которые сам для себя определил, это должно иметь определенные последствия, то есть наказание, соразмерное проступку.

Но следует помнить, что до критики всегда должна быть похвала. По принятым в психологии правилам, для ребенка в день на одно критическое замечание должно быть семь хвалебных.
 
1
00:00
866