Оригинальный препарат или дженерик: что советуют эксперты
Российское производство лекарств в прошлом году увеличилось на 7%, что объясняется импортозамещением после ухода западных фармацевтических компаний. Однако политика лекарственной независимости и поддержки отечественных производителей вызывает неоднозначную реакцию. Многие льготники отказываются от бесплатных аналогов оригинальных препаратов, предпочитая покупать привычные лекарства за собственные средства. Это приводит к двойным расходам на лечение. Между тем, Минздрав обновил список взаимозаменяемых лекарственных препаратов, включающий 807 действующих веществ и 4700 торговых наименований.
Надо окупаться
Из-за необходимости обеспечения лекарственной безопасности России неизбежно придется наращивать производство дженериков, заявил «Парламентской газете» глава думского комитета по охране здоровья Сергей Леонов. Он подчеркнул, что дискуссия о преимуществах оригинальных препаратов перед дженериками имеет и экономический аспект.
«Предпочтение оригинальных препаратов выгодно производителям, которые их и выпускают, потому что цена на оригинал выше, чем на дженерик. Объективно компании разрабатывают оригинальные препараты, тратя на это огромные средства, которые им потом необходимо компенсировать», - рассказал эксперт.
С другой стороны, если нет разницы, зачем платить больше — самим пациентам или государству, которое на закупку препаратов для льготников ежегодно тратит сотни миллиардов рублей?
Оригинальные лекарственные препараты защищены патентом на 20 лет (в России). За это время производитель должен окупить затраты на разработку и получить прибыль. Высокая стоимость лекарств от редких (орфанных) заболеваний объясняется именно этим: небольшое число пациентов делает окупаемость разработки возможной только при завышенной цене. Дженерики – это копии оригинальных лекарств, содержащие то же действующее вещество. Их производство и продажа разрешены после истечения срока действия патента под международным непатентованным или другим коммерческим названием.
Без брендов в рецептах
Многие сомневаются в эффективности дженериков и их соответствии оригинальным препаратам, хотя строгих научных подтверждений их худшего качества обычно нет. Российский импортозамещение лекарств обусловлено санкциями и уходом зарубежных фармкомпаний, а не стремлением к худшему качеству. Все лекарства, как оригинальные, так и дженерики, проходят в России обязательную сертификацию, включающую проверку клинической эффективности и чистоты. Активное производство дженериков — это вынужденная мера для снижения стоимости лекарств и обеспечения лекарственной безопасности страны. В России врачи выписывают лекарства по международному непатентованному наименованию (или группировочному/химическому при его отсутствии), не указывая бренд, если только у препарата нет непатентованного наименования.
Законодательство содержит противоречие в определении взаимозаменяемости товаров. Закон о защите конкуренции определяет взаимозаменяемость на основе сравнения товаров по функциональному назначению, применению, характеристикам, цене и другим параметрам, исходя из готовности потребителя заменить один товар другим. Однако, Закон об обращении лекарственных средств поручает определение взаимозаменяемости лекарственных препаратов уполномоченному федеральному органу, основываясь на заключении экспертной комиссии и привязываясь к одному международному непатентованному наименованию (МНН). Таким образом, мнение потребителя учитывается в общем случае, но не применимо к выбору конкретных лекарственных препаратов.
Все решает комиссия
«В целом разницы между оригиналами и дженериками как таковой нет. Но, безусловно, бывают случаи, когда пациенту больше подходит именно оригинальный препарат», — признал Сергей Леонов.
Правда, речь не идет ситуациях, когда пациент требует: «Хочу именно это лекарство, и точка».
«Пациент может получить рецепт на оригинальный препарат по жизненным показаниям при непереносимости лекарственного препарата, но по решению врачебной комиссии медицинской организации», — пояснила Мария Белова.
Решение фиксируется в медицинской карте пациента и журнале врачебной комиссии. При стационарном лечении и назначении препарата под конкретным торговым наименованием, пациент должен получать тот же бренд в любой медицинской организации. Отсутствие оригинального препарата в регионе обязывает местное министерство здравоохранения обеспечить его закупку.
По материалам «Парламентской газеты»