Российские ученые изучили, на что стоит обращать внимание при обучении левшей
Российские ученые изучили, на что стоит обращать внимание при обучении левшей
Российские ученые из Сеченовского университета изучили, на что стоит обращать внимание при обучении левшей. У детей с ведущей левой рукой развивается слухоречевая память быстрее, чем зрительная. Однако у них могут возникать сложности с пространственным восприятием, что способно сказаться на успехах в грамматике и арифметике, хотя никаких проблем с логическим мышлением у таких детей не наблюдается. Кроме того, левши быстрее утомляются по сравнению с их одноклассниками-правшами. Исследование, посвященное нейропсихологическим особенностям леворуких детей, с рекомендациями для педагогов младших классов, опубликовано в журнале «Психологическая наука и образование» доцентом кафедры педагогики и медицинской психологии Института психолого-социальной работы Сеченовского университета Ольгой Шалиной и ассистентом кафедры Дмитрием Романовым.
В течение последних десятилетий количество детей-левшей постоянно растет, сообщили исследователи. «Это не патология, леворукость никак не влияет на интеллект ребенка. Но дети с ведущей левой рукой немного по-другому осваивают письмо, иначе развивается их память и перерабатывается информация», – пояснила Ольга Шалина.
Чтобы определить, как именно это происходит, исследователи провели нейропсихологическую диагностику 130 школьников. Сначала ученые сравнили показатели левшей и правшей, потом первоклассников и четвероклассников с ведущей левой рукой. Затем провели повторное исследование через год, чтобы проследить динамику.
Использовали целый ряд нейропсихологических проб. Это мини-эксперименты, которые позволяют оценить особенности психических функций. Среди них, например, копирование сложных фигур. «Скажем, ребенок рисует стол, – сказала клинический психолог. – От того, насколько хорошо у него получается, мы понимаем, насколько у него развита зрительно-пространственная ориентация. Но это не все – одновременно мы следим, насколько сильно человек нажимает на карандаш, отвлекается ли (это свидетельствует о тонусе), какие ошибки допускает (это позволяет определить, функции какого полушария мозга развиты сильнее, какие – слабее). А еще мы проверяем, насколько быстро ребенок усвоил инструкцию – это косвенный показатель деятельности так называемого третьего функционального блока мозга, который отвечает за критичность, целенаправленность, деятельность и произвольность».
Кроме того, ребятам предлагали запомнить группы слов и трудновербализируемые фигуры (состоящие из элементов, которые трудно с чем-то сравнить, что усложняет запоминание), составить рассказ по серии сюжетных картинок, распознать различные логико-грамматические конструкции и пройти другие испытания.
Исследователи выяснили,что самая распространенная особенность левшей в том, что они «зеркалят» изображения – такая ошибка закрадывалась в ответы 87 процентов испытуемых. Чтобы избежать этой проблемы, можно разместить на парте первоклассника алфавит – это создаст опору на зрительные образы букв, порекомендовали исследователи.
Кроме того, леворукие дети чаще, чем праворукие, рисовали стол распластано, а не объемно, что свидетельствует о трудностях с пространственным восприятием. А это может быть связано с отсутствием успехов в арифметике и грамматике, особенно когда речь идет о конструкциях со словами в родительном падеже и сложными предлогами, отметила Ольга Шалина: «Дело в том, что понимание грамматических конструкций обеспечивает та же структура мозга – теменно-височно-затылочная область, – что отвечает за пространственные отношения. Мы, нейропсихологи, называем это «квазипространсвенный фактор». Например, чтобы понять, кто такой брат отца и отец брата, мозг как бы располагает их в пространстве. Грамматические конструкции, союзы и предлоги, падежи - все это тоже требует пространственной «развёрстки» информации. В арифметике опять-таки используется пространственное мышление – при вычитании и сложении чисел с переходом через десяток мы «перепрыгиваем» через число».
Поэтому, независимо от того, правша ребенок или левша, при сложностях с грамматикой и арифметикой могут быть полезны пространственные игры, где нужно определить себя и предметы в пространстве, например, двигаться по схеме или называть предметы сзади себя, спереди, сверху и снизу. Также полезны игры-перевертыши, когда ребенку необходимо не просто повторить за ведущим движения, а сделать наоборот (например, перерисовать рисунок, развернув его на 90 или 180 градусов, или повторить двигательную последовательность, заменив право на лево). Подходят и задания, где требуется скоординировать движения обеими руками. «Игра в бадминтон неведущей рукой, как ни странно, будет способствовать улучшению арифметических способностей», – рассказала Ольга Шалина.
У некоторых детей возникали сложности с запоминанием – испытуемые могли пропустить детали в фигурах, заменить слова или нарушить их порядок при повторении. Поэтому материал для усвоения и запоминания лучше предъявлять и наглядно, и устно, считают исследователи.
А еще стоит учитывать, что у левшей быстрее, чем у правшей развивает именно слухоречевая память. «Она превосходит темп зрительно-пространственной, что позволяет судить об активном развитии левого полушария», – говорится в исследовании. «Если изначально, в первом классе, слухоречевая память часто развита с некоторым дефицитом, тое школьное обучение и нормальная — разнообразная и развивающая, — среда делают свое дело, и начинается быстрое развитие. У четвероклассников объем памяти – как слухоречевой и зрительно-пространственной, – существенно возрастает. Тем важнее поддержать ребят именно на этапе начального школьного обучения», — отметила нейропсихолог.
Вообще, чем старше были дети, тем меньше ошибок они совершали, и продуктивность выполнения заданий серьезно возрастала. Так, инструкции первоклашкам давались сложнее – многим из них требовалось повторять задание, – а к четвертому классу такой проблемы практически не возникало. Поэтому в начале обучения лучше делить инструкции на несколько этапов.
Еще одна особенность, которая присуща многим детей с ведущей левой рукой (71%) – быстрая утомляемость и гиперактивность, что может проявляться в рассеянности, трудностях сосредоточения на уроках. В первых классах можно устраивать вместе с педагогом-психологом тренинги или внеурочные занятия, направленные на развитие произвольности (способности владеть собой, регулировать свое поведение) и процессов торможения (возможности останавливаться себя от каких-либо действий, справляться с возбуждением, переключаться на приоритетные задания, даже если непроизвольное внимание «тянет» в сторону чего-то более интересного и приятного). «Такие занятия, в отличие от академических школьных уроков, должны быть максимально активными, задействовать все сенсорные системы и опираться на принцип обучения в движении через телесные ощущения и опыт», – отметили исследователи.
Что касается в целом проб на вербально-логическое мышление, все левши продемонстрировали высокие результаты независимо от возраста.
Фото из открытых интернет-источников