В России создали светящееся вещество для обнаружения и лечения рака

Российские ученые создали новые флуоресцентные химические соединения для фотодинамической терапии раковых опухолей. Этот новейший метод позволит лечить онкозаболевания с минимумом побочных эффектов.

Разработкой более шести лет занимались ученые Уральского федерального университета и уральского отделения РАН. Флуорофоры подходят для того, чтобы выявить пораженную ткань путем ее окрашивания и для того, чтобы лечить ее, разрушая опухолевые клетки без вреда для здоровых. Вещества испускают видимый свет при воздействии ультрафиолета или видимого излучения. Таким образом они окрашивают воспаленные клетки. Все это позволяет узнать размер опухоли, очертить ее границы. При этом выяснилось, что соединение не только выявляет пораженную ткань, но и лечит ее.

«Соединение способно накапливаться в определенных участках клетки - клеточной мембране и ретикулуме (внутриклеточный органоид, отвечающий за сворачивание белка), и при облучении подсвечивать зараженные участки ярко-зеленым цветом. Однако выяснилось, что далее флуорофор выполняет функцию фотосенсибилизатора: под действием оптического облучения он начинает взаимодействие с окружающей клеточной средой (кислород, вода) и генерирует свободные радикалы, активные формы кислорода», - рассказал профессор кафедры органической и биомолекулярной химии УрФУ Григорий Зырянов.

Эти частицы вступают в химические взаимодействия с пораженными клетками и начинают их разрушение, при этом практически не влияя на здоровые, пишет «Российская газета».

Специалисты на данный момент создали два экспериментальных образца. Флуорофор синтезировали на основе нафтоксазола - соединения оксазола, который используют в препаратах, и фрагмента нафталина - он помогает молекуле реагировать на излучение. Кроме того, химики добавили фрагменты пирена и антрацена - углеводороды, которые светятся.