Информационный портал о здоровье и красоте

Россия в мировой медицинской статистике

Какая разница между Россией и Гондурасом, и почему в нашей стране страшно умирать?


Согласно рейтингам, составленным авторитетным медицинским журналом The Lancet и исследовательским центром Economist Intelligence Unit, в мировом рейтинге здоровья Россия заняла 119-е место из 188, а по качеству смерти наша страна на 48 строчке из 80 возможных.

В России полным ходом идет оптимизация системы здравоохранения, мы тянемся за европейскими странами, но пока не получается достичь высокого качества оказания медицинской помощи. Наша страна, согласно 33 индикаторам устойчивого развития, связанным с медициной, жизнью и здоровьем, среди государств мира делит 119-е место с Украиной и Сирией. Впереди – Гондурас, КНДР, Монголия и практически все страны бывшего Советского Союза (за исключением Белоруссии).

Среди критериев, которые учитывались при ранжировании стран, — детская и младенческая смертность, смертность в ДТП, избыточный вес у детей, уровень потребления алкоголя и табакокурения, заболеваемость ВИЧ, туберкулезом и гепатитом B, число самоубийств. Кроме того, эксперты смотрели на смертность от насильственных действий и смертность в войнах. Расчет по каждому критерию велся на основе анализа ситуации с 1990 по 2015 год.
 

Исходя из данных рейтинга, хуже всего в России обстоят дела с употреблением алкоголя, самоубийствами, смертностью от насилия и заболеваемостью ВИЧ.

В числе лидеров Исландия, Сингапур, Швеция, Андорра и Великобритания. Замыкает рейтинг Центральноафриканская Республика, где зафиксированы наихудшее положение дел с соблюдением гигиены, очень высокая смертность от войн и малярии

Известным фактом является то, что российское здравоохранение находится далеко не на первом месте в Европе. Но, по данным экспертов Европейского Медицинского центра, в нашей стране ситуация со здравоохранением гораздо лучше, чем в Северной Корее и Сирии, даже несмотря на то, что в исследование включены показатели 1990-х годов, когда ряд критериев был хуже.
 
Что касается рейтинга по качеству смерти, то Россия заняла 48-е место, рядом с Турцией и Перу. Наша страна по созданию условий для «хорошей жизни до самого конца» набрала всего 37,2 балла из 100 возможных. Для сравнения, у лидера рейтинга Великобритании индекс составляет почти 94 балла. Замыкает рейтинг Китай.

Напомним, качество смерти, по данным специалистов Economist Intelligence Unit (EIU), тесно связано с развитостью паллиативной медицины. По определению Всемирной организации здравоохранения, паллиативная помощь способствует улучшению качества жизни, раннему выявлению болезней и предупреждению физиологических и психологических страданий пациентов со смертельными и хроническими диагнозами.



При расчете индекса качества смерти учитывались 20 показателей в пяти категориях, которым присваивался различный вес: паллиативная медицина и здравоохранение (20%), человеческие ресурсы (20%), доступность помощи (20%), качество помощи (30%) и вовлеченность сообщества, в том числе волонтеров и семей (10%).

По данным центра EIU, Россия, наряду с Канадой, Португалией, Данией, Индией и рядом других, относится к категории стран, где, существует государственная стратегия развития паллиативной медицины, но она не имеет четко сформулированных целевых показателей и носит рекомендательный характер, регионы не обязаны строго ей следовать. В России представлены программы государственного субсидирования доступа к паллиативной медицине с понятными критериями, однако получить финансирование не так легко, а эффективность программ никак не отслеживается, комментируют эксперты. Еще одна проблема — низкий уровень осведомленности общества по вопросам паллиативной медицины, в том числе из-за недостатка информации на государственных порталах, в результате такого типа помощь просто не востребована населением.

Обезболивающие на основе опиоидов - фундаментальный инструмент паллиативной помощи (в индексе EIU на него приходится 9% «веса») – в России доступны в ограниченном числе случаев. По словам авторов рейтинга, борьба со злоупотреблением таких веществ не только существенно ограничила доступ к ним, но и привела к тому, что во многих странах наблюдается недостаток медицинского персонала, обученного администрированию подобных лекарственных средств.
 
 

 
1
00:00
705