Новое исследование: дифтерия может стать глобальной угрозой

Медики опасаются «возвращения» дифтерии. Об этом говорят авторы работы, опубликованной в Nature Communications. По их мнению, возбудитель болезни способен научиться противостоять действию антибиотикам и эффекту вакцин.

Специалисты использовали геномику для картирования инфекций, включая подгруппу из Индии, где более половины случаев, зарегистрированных во всем мире, произошли в 2018 году.

Сделав анализ геномы 61 бактерии, изолированной от пациентов, и объединив их с 441 общедоступным геномом, исследователи смогли построить филогенетическое дерево, чтобы увидеть, как связаны инфекции, и понять, как они распространяются. Медики также использовали эту информацию для оценки наличия генов устойчивости к противомикробным препаратам (AMR) и оценки вариабельности токсина.

В результате исследователи обнаружили скопления генетически похожих бактерий, изолированных с разных континентов, чаще всего из Азии и Европы. Это указывает на то, что C. diphtheriae была установлена в человеческой популяции как минимум более века, распространившись по земному шару по мере миграции популяций.

В общей сложности исследователи обнаружили 18 различных вариантов токсического гена, некоторые из которых могли изменять структуру токсина.

Дифтерия – очень опасная для жизни инфекционная болезнь, но благодаря массовой вакцинации заболеваемость дифтерией в мире снизилась на 90%. Сейчас 85% населения планеты привиты от этой инфекции, во многих странах, включая Россию, она практически исчезла. В 21 веке в России регистрируют лишь единичные случаи дифтерии. Последняя эпидемия этой инфекции в стране была в начале девяностых.